Как правильно управлять расходами?

Один из моих знакомых очень любит технические новинки. К Интернету каждую из своих «точек» он подключил тогда, когда это было еще в диковинку. Сканеры штрихкодов стали использоваться в его торговых точках едва ли не раньше, чем в местных супермаркетах, а нетбук был привезен из Китая задолго до того, как первые «недокомпьютеры» стали официально продаваться в России.

Я ему очень благодарен — в Володиной сети из «оптовки» и магазинчиков по продаже трикотажа мы регулярно обкатываем разные интересные решения. Довольны почти все. Один из нас видит себя в авангарде цифрового мира. Другой же получает возможность вплотную изучить и от души понастраивать разнообразную технику и программы. Слегка ворчат продавцы, но это преодолимо. Если девушек регулярно не подталкивать, они так бы и продолжали пользоваться счетами и тетрадкой! Кроме шуток: примеры информатизации «снизу» я встречал очень редко. Почти всегда информационные технологии привносят на фирму «командиры», а большинство работающих потихоньку сопротивляется нововведениям.

Проблема только в том, что покупка и внедрение очередного компьютера или гаджета почему-то не приводит к взрывному росту продажи носков и колготок. Да и прибыльность в чистом виде не растет, скорее, наоборот. Как ни странно, принцип «на рубль вложений — два прибыли» в этом случае упорно не срабатывает.

Впрочем, ничего удивительного нет: доходы приносят работники, занятые в основных бизнес-процессах. В случае Володиной фирмы таких процессов всего два: продажи и закупка товара. В качестве «третьей ноги» можно назвать еще маркетинг и рекламу — в торговле без них никуда. Любой учет, отчетность, связь и прочее — всего лишь обслуживающие, вспомогательные процессы. На мой взгляд, выкладки вида «вложения — отдача» к ним неприменимы. Здесь можно лишь говорить об оптимизации, точнее, минимизации расходов до разумного уровня. И не более того!

Что бы там ни говорили в рекламе, наподобие: «наш скоростной мобильный Интернет поднимет Ваш бизнес на новую высоту», не верьте — это красивые сказки! Поднимают бизнес основные процессы, а компьютеры, Интернет, связь только делают этот подъем более приятным и красивым. Попутно они съедают некоторую часть прибыли. Вы же не ожидаете роста доходов от приобретения нового сотового телефона? Удобство — да, удовольствие — безусловно, имидж — возможно. Пусть мобильник и самым непосредственным образом обслуживает бизнес-процессы, его приобретение ни в коем случае не стоит рассматривать как вложение в дело.

Еще одна легенда: информатизация и автоматизация позволяют высвободить рабочие руки и, тем самым, поднять эффективность труда. Для крупных структур это, возможно, и справедливо в некоторой мере. Малый же бизнес потому и малый, что в нем по определению занят лишь необходимый минимум сотрудников. Вдогонку уместно вспомнить один из законов Паркинсона: «Любая работа занимает все отведенное для нее время».

Эта идея проходит красной нитью по всем статьям раздела «Информационное обеспечение». Попробуем относиться к информационному обеспечению только как к неизбежной статье расходов, наряду с арендой, уборкой, охраной. При таком подходе вы избежите и неоправданных ожиданий, и многих разочарований. Единственное исключение — реклама в Интернете через свой сайт, размещение баннеров и т. п. Здесь, пожалуй, расходы можно рассматривать как прямые вложения в рекламу. До тех пор, пока это действительно реклама, а не просто сайт «чтобы было как у людей».


Top