Что такое социальная сеть?

Давайте сразу же договоримся о терминологии. Социальная сеть — это сайт, построенный на основе персональных анкет пользователей, которые могут быть связаны между собой («дружба»). Кроме хранения персональных данных и связей, социальная есть позволяет пользователям обмениваться сообщениями, а также разнокалиберным мультимедийным контентом (фотографиями, музыкальными файлами, видео, текстовыми документами). Словом, любая социальная сеть — это гибрид «досье папаши Мюллера», вашей персональной газеты и коммуникатора.

Все хорошо, только сухие эти формулировки не передают той неповторимой атмосферы социальных сетей. А ведь именно она каждый день толкает в тенета Facebook и «ВКонтакте» все новые миллионы человеческих особей, совершенно не понимающих, чего ради им вдруг понадобилось менять все прелести реального мира на болтанку из маловразумительных текстов с картинками. Затягивает даже тех, кто изначально никаких новостей о своей персоне сообщать миру не собирается (а таких «шифровальщиков» не так уж мало, особенно среди старшего поколения). Так вот, оказывается, то даже им, консервативным и всех этих модных социальных штучек не признающим, никуда не деться без Facebook или «Контактов»… Которые давно уже перестали быть просто болтальной площадкой (но об этом позже).

Особенно полюбились «социалки» пользователям мобильных устройств (большинство из которых к тому же уже оснащены встроенными клиентами для работы с Facebook или Twitter). И удивляться тут нечему: пробежать глазами одну-единственную ленту новостей куда проще, чем десяток-другой сайтов, особенно на маленьком экранчике. И вот результат почти половина российских пользователей мобильного Интернета тратит телефонный и планшетный трафик прежде всего на работу в соцсетях. Короткий, лаконичный стиль заметок и новостей в Facebook куда лучше соответствует духу эпохи, чем длинные текстовые «простыни» на традиционных сайтах. Так что если у вас есть планшет или коммуникатор, шансов избежать знакомства с соцсетями практически лет.

…Сначала, как водится в сказке, было слово — точнее, термин «социальная сеть», придуманный в аккурат за полвека до появления в Сети знакомых каждому «социалок». Изобретателем этого «мема» выступил солидный ученый-психолог Джеймс Варне, понимая под «социальной сетью» окружение каждого человека, с ним любимым в самом центре. Термин одобрили и до времени отложили в пыльный научный сундук. Там оно и лежало — до тех пор, пока не появился Интернет, а вместе с ним — и первые социальные сервисы, группы новостей Usenet. Этот артефакт эпохи каменного века ныне забыт совершенно разве что пираты используют его обломки для обмена файлами. А в 80-х годах прошлого столетия, когда до привычной нам Сети из страничек с гиперссылками было чуть дальше, чем до Луны, именно сообщения из групп новостей составляли львиную часть сетевого трафика.

Десятки тысяч тематических групп давали пользователям возможность обмениваться сообщениями, рассылать друг другу новости и даже небольшие файлы, причем в некоторых случаях можно было завести собственную, именную группу (хотя их количество было сравнительно невелико). Через десять лет, с появлением Всемирной Паутины WWW, то бишь группы новостей реинкарнировались в форумы, а те в свою очередь, вступившие в брак с обычными сайтами, породили многочисленные порталы и веб-сообщества, также построенными на общении.

А дальше бешеная кобыла эволюции, так толком и не разобравшись, в каком направлении ей ковылять, рванула сразу по двум расходящимся тропкам: в 1994 году американский студент Джастнн Холл без особой шумихи запустил первый в мире сетевой дневник-блог… А через год его земляк Рэпди Конрад (с куда большим информационным выхлопом) организовал свой сайт по поиску одноклассников — Classmates.com. Именно его и принято считать предком всех социальных сетей, холя вряд ли проект мистера Конрада был первым в своем роде — скорее, ему просто повезло первым намозолить глаза общественности… и собрать урожаи в десятки миллионов пользователей. К студенту Холлу, заметим в скобках, Фортуна оказалась куда менее благосклонной: сенсацией его дневник так и не стал, так что блоги по настоящему «раскрутились» аж через целых четыре года, огромный срок по сетевым меркам. Социальные сети за этот срок уже успели размножится: до конца тысячелетия на свет появились такие проекты, как PlanctAll, SixDcgrccs, Blackplanc. Сомневаюсь, чтобы кто-то из вас хотя бы раз слышал об этих ресурсах, а уж тем более участвовал в них, однако же свою роль в продвижении тренда в голодную пасть народных масс они сыграли.

Но настоящая гонка «социальных» ресурсов началась в 2003-2004 году, после запуска первой настоящей соцсети — MySpace, запущенной интернет-бизнесменом Крисом Девульфом и музыкантом Томом Андерсоном. Последнему проект явно обязан своей ориентацией на шоу-бизнес: львиную часть аудитории MySpace составляли поклонники «звезд» шоу-бизнеса, которым в кои-то веки представился шанс пообщаться со своими кумирами в виртуальном пространстве, а заодно и получать от них небольшие подарки в виде музыкальных и видеоклипов.

Само по себе это было отличным ходом, но тут же и была зарыта собака, которая уже через пять лет торжественно закопает косточки MySpace: подлинного равноправия участников здесь не было, общение строилось по принципу «снизу вверх». Плюс к этому довольно долгое время в сети не было функции чата. Отсутствовала возможность размещать собственные аудио п видеозаписи. Плюс — чудовищно неудобный интерфейс (неудобство которого пользователи смогли оценить только после появления конкурентов).

Поначалу же «фишка» MySpace была принята пользователями на ура: всего через год после запуска MySpace прибрал к рукам концерн Роберта Мердока, выложивший за сайт почти 600 миллионов долларов! Первоначально сделка казалась удачно, поскольку уже в 2005 году аналитики оценивали стоимость MySpace в 5 миллиардов долларов! Однако вместо прибыли сайт принес на блюдечке с голубой каемочкой лишь дырку от бублика и даже меньше, поскольку на его поддержку Мердок выкладывал из кармана еще около 200 миллионов долларов в год. И уже через пару лет (не без помощи одного нахального паренька с фамилией, заканчивающейся на «-берг») звезда MySpace закатилась с первой космической скоростью. И когда в 2011 году магнату удалось спихнуть с рук свою «выгодную покупку», то выручить за сайт он смог лишь жалкие 35 миллионов долларов…

…К пареньку с фамилией на «-берг» мы еще вернемся, тому же многие из вас наверняка смотрели фильм «Социальная Сеть» и уже в курсе той полуреволюции-полуаферы, которую в одиночку замутил этот самый Марк, явивший миру Facebook, великий и ужасный, который сегодня раздулся до галактических размеров и превратился в интернет-Империю первой величины. Так, между прочим, ведет себя любая звезда… незадолго до взрыва и скукоживания в черную дыру или белого карлика (за подробностями — к астрономам)… Но до этого, пожалуй, еще далеко.

Facebook, Classmates и их российские клоны «ВКонтакте» и «Одноклассники» по-прежнему остаются флагманами «социального» движения. Однако за последние годы произошло множество гораздо более интересных вещей: с одной стороны, вес остальное пространство Интернета оказалось «привязанным» к социальным сетям п даже зависимо от них. Посмотрите сами: практически на любом сайте можно найти кнопки для быстрой отправки ссылки на приглянувшийся материал в одну из «социалок».

Появление «лайков» на сторонних ресурсах постепенно привело к тому, что социальные сети коренным образом изменили свою роль: раньше считалось, что состоять «лента новостей» должна исключительно из личных заметок и новостей, а также фото графин милых котиков. А сами сети — это что-то несерьезное, для исключительно для болтальных междусобойчиков. Однако пользователи быстро смекнули, что лучшей площадки для обсуждения горячих новостей (причем не с каждым встречным-поперечным, а исключительно со знакомыми и близкими по духу людьми) в мире просто не существует… Так что сегодня Facebook, В Контакте и Twitter превратились из уютного персонального home sweet home в мощнейшего сборщика и распространителя новостей в мире — куда там «Ассошейтед пресс» и прочим ИТАР-ТАССам! Вам даже нет нужды заходить на новостные сайты — практически все сколь-нибудь значимые новости тут же «резонируют» в социальных сетях, а все традиционные СМИ дублируют новости в специальные тематические группы или на свою «ленту», подписаться на которую можно одним-единственным щелчком…

Мало того, на многих сайтах вместо привычной процедуры регистрации теперь появилась возможность входа с помощью аккаунта в Facebook или «ВКонтакте», который сегодня превратился в некий аналог сетевого паспорта. С одной стороны, это очень удобно: не надо десятки раз заполнять анкеты, придумывать «пики» и пароли… А с другой благодаря этому анонимности и просто приватности в сети из-за этих нововведений становится куда меньше: «засветившись» на каком-нибудь ресурсе со своим реальным профилем Facebook, трудно поддерживать столь привычную селянам вольность в общении: слово-то не воробей, не вырубишь топором, а свои данные на фейсбучной страничке и подавно…

Вообще-то подобная вкусность появилась еще много лет назад: пользователи «Живого Журнала» отлично знакомы с таким проектом, как ОpenID: он тоже давал возможность входа на множество сайтов и участия в работе самых разных сетевых сообществ. Однако сегодня роль «универсального ключика» все чаще играет именно аккаунт в Facebook или «ВКонтакте», гак что даже если вы не собираетесь активно писать в «социалке», обзавестись аккаунтом в ней все же не помешает.

Наконец, но принципу «социалок» устроено множество ресурсов, далеких от «общальной» тематики взять хотя бы ту же онлайн-энциклопедию Wikipedia, интернет-портал IMDB или «гиковский» блок Хабрхабр: они тоже устроены по принципу «все пишут — все читают». И именно стирание границ между авторами и читателями и есть главная заслуга социальных сетей, их уникальная изюминка. Вот добавляем мы запись в блог или форум. Само собой, она может принадлежать только к одной теме или «ветке» — по-другому не бывает. А вот в социальной сети никаких четко зафиксированных веток или тем нет. Точнее — каждый читатель такого сайта формирует их для себя, самостоятельно отбирая и выделяя нужные записи и формируя из них свой личный «ручеек».

Сайт знакомств, блог, новостная лента, фотоальбом… Социальная сеть не просто сочетает в себе все эти функции, она и то, и другое, и третье одновременно, а вместе с тем и нечто большее. И какой бы новый сервис ни придумали в будущем, нет никакого сомнения, что он способен точно так же органично влиться в социальную сеть. Именно этим она отличается от, скажем, модного еще три-четыре года назад классического «портала», где все возможные виды услуг уже были, но в единую картинку они как-то не складывались.

И последнее. Участвовать в «социальной сети»… это просто интересно! Ведь только здесь вы сможете одновременно вступать во множество сообществ, перекидывая между ними виртуальные «мостки», никто не запретит вам создавать новые (а попробуйте поступить так на обычном форуме), общаться и находить друзей по самым необычным параметрам… Можно даже узнать про стоимость перелета на мальдивы. Это уже настоящее творчество, азарт и постоянное движение. Поле, на котором правила игры устанавливаешь лишь ты сам… Сегодня количество социальных сетей в мире исчисляется тысячами только в России их более сотни. Созданы «социалки» для собак и любителей халявы, игроманов, рыбаков и исследователей микрофлоры кишечника, туристов и даже роботов.

Теоретически (и, возможно, так и будет) уже через несколько лет весь Интернет превратится в единую социальную сеть, и границы между отдельными ее службами окончательно уйдут в прошлое. Но пока что это лишь в проекте, а все разрозненные «социальные сети», с которыми мы имеем дело сегодня, бесконечно далеки от описанного нами идеала.

Top