Зачем нужны сводные таблицы?

Работу в Excel можно разбить на два этапа: вычисления и форматирование данных. Несмотря на немалое количество встроенных инструментов и формул, которые способствуют выполнению обеих задач, сводные таблицы зачастую предоставляют самый быстрый и эффективный способ расчета и форматирования данных.

Давайте рассмотрим простой сценарий, демонстрирующий вышесказанное. Вы предоставили начальнику некую информацию о доходах компании за месяц, и он, как и ожидалось, затребовал более подробный отчет. Он добавил в рабочий лист примечание, после чего отправил его вам по электронной почте. Как показано на рис. 1.1, он попросил добавить строку, содержащую сведения о предоставленных за месяц кредитах.

Работа на дому

Рис. 1.1. Как и ожидалось, начальник изменил требования к отчету после получения первого его варианта

Чтобы выполнить это требование, вы запрашиваете конечные данные у своей системы, в которой сохранена вся необходимая информация. Как обычно, данные введены в таком формате, что понять в них хоть что-то весьма проблематично даже вам. Вместо данных за месяц система предоставила подробную финансовую информацию всего за один день, как показано на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Устаревшая система возвращает данные за день, а не за месяц

Рис. 1.2. Устаревшая система возвращает данные за день, а не за месяц

А теперь вам предстоит подсчитать общую сумму кредитов за месяц и представить результаты в формате исходного отчета. Окончательный фрагмент данных должен выглядеть примерно так, как показано на рис. 1.3. Если бы вы создавали фрагмент данных вручную, вам потребовалось бы 18 раз щелкнуть кнопкой мыши и три раза нажать разные клавиши:

  • изменение формата данных — три щелчка мышью;
  • создание промежуточных сумм — четыре щелчка;
  • извлечение промежуточных сумм — шесть щелчков мышью, три нажатия клавиш;
  • изменение ориентации с вертикальной на горизонтальную щелчков мышью.
Рис. 1.3. Ваша цель состоит в получении итоговых сведений за месяц и транспонировании их в горизонтальный вид

Рис. 1.3. Ваша цель состоит в получении итоговых сведений за месяц и транспонировании их в горизонтальный вид

Получение необходимого фрагмента данных с помощью сводной таблицы требует всего лишь 9 щелчков мышью:

  • создание отчета сводной таблицы — пять щелчков мышью;
  • группирование дат в месяцы — три щелчка;
  • изменение ориентации с вертикальной на горизонтальную — один щелчок.

Оба метода приводят к получению одинаковых фрагментов данных, которые можно вставить в итоговый отчет, как показано на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Добавив сведения о кредитах в отчет, можно подсчитать чистую прибыль

Рис. 1.4. Добавив сведения о кредитах в отчет, можно подсчитать чистую прибыль

Использование сводной таблицы для выполнения этой задачи уменьшает количество действий наполовину и снижает возможность появления ошибок вследствие «человеческого фактора». Кроме того, сводные таблицы позволяют легко и быстро формировать данные. В этом примере продемонстрировано, что сводные таблицы используются не только для расчетов и подведения итогов на основе исходного набора данных. Зачастую с помощью сводных таблиц можно выполнять задачи быстрее и эффективнее, чем при использовании стандартных функций и формул. Например, можно применять сводные таблицы для быстрого транспонирования данных из горизонтального представления в вертикальное. Можно также применять их для быстрого поиска и подсчета уникальных значений в наборе данных. Кроме того, сводные таблицы можно применять для подготовки данных для диаграмм.

Таким образом, сводные таблицы позволяют повысить эффективность работы и снизить вероятность появления ошибок при выполнении задач с использованием Excel. Сводные таблицы не являются панацеей, но знание базовых принципов их использования и функциональных возможностей поможет вывести анализ данных на совершенно новый уровень производительности.

Top