Как оценить производительность компьютера и операционной системы
Существует строгая единица измерения производительности любого компьютера: количество операций над числами с плавающей точкой в секунду — флопс (flops или flop/s, от англ. Floating point Operations Per Second). На практике сегодня пользуются кратными единицами: мегафлопс (106 флопс), гигафлопс (109 флопс), терафлопс (1012 флопс) и т. д. Для таких измерений существует и общепринятый инструмент: программа LINPACK от компании Intel.
Для сравнения приведем несколько примеров:
- 1999 г.: компьютер на процессоре Intel Pentium III 600 МГц — 625 Мфлопс;
- 2002 г.: компьютер на процессоре AMD Athlon XP 1800+ — 3 Гфлопс;
- 2006 г.: компьютер на процессоре Intel Core 2 Duo 2,4 ГГц — 19 Гфлопс;
- 2010 г.: компьютер на процессоре Intel Core i7-975 XE 3,33 ГГц — 53 Гфлопс.
Так что за минувшее десятилетие производительность типичных настольных компьютеров выросла примерно в 100 раз! За то же время объем оперативной памяти, устанавливаемой в типичный «компьютер для офиса», увеличился раз в сорок, а емкость жестких дисков — почти тысячекратно.
Разработано множество тестовых программ для оценки быстродействия компьютера в целом, а также отдельных его компонентов. Результаты они обычно выдают в неких условных единицах, баллах. Такие баллы часто называют «попугаями». Помните советский мультфильм, герои которого измеряли длину удава в попугаях?
Хорошо известны такие тесты, как PCMark, 3DMark, SiSoft Sandra, BAPCO SysMark. Однако «попугаи» у каждой тестовой программы свои! В Windows 7 встроен собственный тест быстродействия. Эти оценки по 8-балльной шкале могут стать фактическим стандартом — ведь таким инструментом располагают все пользователи Windows 7. Индекс производительности Windows приводится на странице свойств системы (Пуск → Панель управления → Система).
На самом деле Windows оценивает производительность компьютера сразу по пяти параметрам и выводит худший из результатов. Смысл в том, что итоговую производительность системы ограничивает самый слабый из ее компонентов. В отношении «игрового» компьютера такой подход вполне справедлив. Для просмотра всех оценок выберите ссылку Индекс производительности Windows. На открывшейся странице отображаются все пять оценок.
В типичных «офисных» и «серверных» применениях графическая подсистема практически бездействует. Следовательно, две оценки из пяти в этом случае внимания не заслуживают — смотрим только на производительность процессора, скорость доступа к памяти и, в меньшей мере, на скорость обмена данными с жестким диском.
В справке Windows приводятся ориентировочные значения индекса производительности. Там сказано, что для обычных офисных задач в принципе достаточно компьютеров с индексом производительности 1—2 балла. Оценка от 3 до 4 баллов показывает, что компьютер подходит для любых задач подобного рода. При этом можно работать одновременно с несколькими программами.
Однако это теория, а в жизни нас интересует практическое быстродействие. Это, скорее, не измеримая величина, а субъективные ощущения от работы за тем или иным компьютером. Попросту говоря, вы всегда можете оценить, что этот экземпляр «откликается почти моментально», а этот «задумывается» и «притормаживает». Понятно, что практическое быстродействие зависит не только от производительности «железа», но и от выполняемых на нем задач. Под задачами понимается все, начиная с операционной системы и заканчивая прикладными программами с обработкой типичных документов.
Как ни забавно, 10 лет назад документы в Word 6.0 под Windows 95 открывались почти так же быстро, как сегодня в Word 2010 под Windows 7. В этом заключается великий парадокс компьютерной индустрии: стремительное увеличение быстродействия в абсолютных числах сопровождается весьма скромным ростом функциональности деловых программ.
Куда же тратятся вычислительные ресурсы? С каждой новой версией операционная система Windows и прикладные программы обзаводятся все новыми дополнениями и «украшениями». В том же пакете Microsoft Office совершенствуется механизм проверки правописания, развиваются контекстные меню и другие инструменты, требующие обработки в реальном времени. Усложняется содержимое Интернета. Массовое распространение получили Flash-анимация, активные элементы и видео на веб-страницах. Отображение и обработка таких страниц — не слишком тяжелая, но все же определенная вычислительная задача. Так что и простой просмотр сайтов сегодня требует определенного быстродействия компьютера.
Есть и другая закономерность. Хотя техника все время совершенствуется, стоимость «средненормальной» на данный момент компьютерной системы уже много лет так и колеблется в пределах 1000 долларов.