Что такое Urchin?
Хотя этот раздел посвящен Google Analytics, стоит отметить, что Google предлагает два инструмента веб-аналитики: Google Analytics и программу Urchin. Urchin Software Inc. — это компания и технология, приобретенные Google в апреле 2005 г., которые затем вылились в Google Analytics — бесплатный сервис веб-аналитики, использующий ресурсы Google. Urchin — это загружаемая программа веб-аналитики, запускаемая на локальном сервере (Unix или Windows). Она создает отчеты, обрабатывая журнальные файлы веб-сервера, и ее обычно называют веб-аналитикой на стороне сервера. Примеры снимков экрана программы Urchin (версии 7) приведены на рис. 3.4 и 3.5.

Рис. 3.4. Экран конфигурирования администратора Urchin 7

Рис. 3.5. Обзорный отчет посетителя Urchin 7
По существу, Urchin представляет собой то же самое технологическое решение, что и Google Analytics — различие при использовании Urchin в том, что организация должна представить ресурсы для хранения журналов и обработки данных. Инструменты на основе журнальных файлов могут сообщать информацию, которую не в состоянии предоставить решения на основе только страничных тегов. Поэтому программа Urchin предоставляет ряд отчетов,
которые в настоящее время Google Analytics не предоставляет (вследствие применяемой методологии), и может использоваться в дополнение к отчетам Google Analytics. Рассмотрим несколько примеров.
- Отслеживание отдельных посетителей. Отслеживание отдельных посетителей позволяет просмотреть путь, которым посетитель проходит по веб-сайту, а также соответствующие источники переходов. Как уже было отмечено ранее, по соображениям, касающихся соблюдения конфиденциальности, в Google осознанно отказались от отслеживания отдельных посетителей с помощью Google Analytics. Однако с помощью Urchin, когда сбор и обработка данных осуществляются под вашим управлением, вы получаете возможность решения этой задачи. Каждый посетитель отслеживается анонимно.
- Получение информации не только о просмотрах страниц и событиях. Не ограничиваясь формированием отчетов о выполненных просмотрах страниц и событиях (как это имеет место при использовании Google Analytics), Urchin сообщает обо всей активности, регистрируемой вашим веб-сервером. Например, по умолчанию Urchin сообщает о действительных загрузках файлов (а не просто о намерении, о котором свидетельствует клик), частичных загрузках и код любых ошибок. При этом никакие настройки конфигурирования или изменения страниц не требуются.
- Отчеты о пропускной способности. Отчеты о пропускной способности позволяют судить о том, насколько «тяжеловесным» является контент, и как он влияет на впечатление посетителя. При этом оценивается весь контент, а не только страницы, как имеет место при использовании Google Analytics.
- Отчеты о регистрации. Если ваш веб-сайт имеет область регистрации, информация об этом доступе по имени пользователя может быть включена в отчет. Эта функция поддерживает стандартную аутентификацию Apache (.htaccess) или любую аутентификацию, при которой имена пользователей записываются в журнальный файл.
Различия между Google Analytics и Urchin
Как выбрать один из двух программных продуктов, предоставляемых Google, подходящий для данной организации? Как легко догадаться, Google Analytics прекрасно подходит для большинства организаций по двум очень простым причинам.
- Google Analytics — бесплатный сервис. В общем случае это считается основным преимуществом для мелких и средних организаций с ограниченным бюджетом, выделяемым на анализ. Программа Urchin — лицензионный продукт и поэтому должна приобретаться (в настоящее время за 9995 долларов за установку).
- Google Analytics принимает на себя большую долю нагрузки, возлагаемой на IТ-персонал. То есть Google осуществляет сбор данных, их хранение, обслуживание программного обеспечения и его обновление. В общем случае это считается важным преимуществом для больших организаций, в которых веб-аналитика имеет высокий приоритет для отдела маркетинга, но не столь важна для отдела IT. Если ваша организация использует программу Urchin, ей приходится отвечать и за дополнительную нагрузку, ложащуюся на персонал отдела IT. Поэтому требуется хороший обмен данными между отделами (IT и маркетинга).
Второй пункт не особо очевиден. Фактически, исходя из моего опыта, дополнительная нагрузка, ложащаяся на отдел IT в связи с реализацией инструментов, была основной причиной, по которой оставалась в тени в течение долгого периода своего существования. Ведение собственных журнальных файлов сопряжено с накладными расходами в основном потому, что журнальные файлы веб-сервера становятся очень большими довольно быстро. Для информации: каждая тысяча визитов создает приблизительно 4 Мбайт информации журнального файла. Поэтому 10 000 посещений в месяц выливаются приблизительно в 500 Мбайт в год. 100 000 посещений означают 5 Гбайт данных в год и т.д. Приведенные цифры являются лишь оценочными — для конкретного сайта они вполне могут оказаться вдвое большими. В конце рабочего дня управление большими журнальными файлами — не та задача, которая приведет в восторг персонал отдела IT. Фактически, поскольку эта задача не критична для работы веб-сайта, о ней часто забывают — что весьма пагубно сказывается на создании отчетов.
Urchin требует также дискового пространства для своих обработанных данных (сохраняемых в патентованной базе данных). Хотя ее размер всегда будет меньше размера собранных строк, хранение и архивирование все этой информации — важная задача, поскольку недостаток дискового пространства увеличивает риск повреждения файлов или базы данных вследствие ошибок записи на диск. Подобного рода повреждения файлов практически и недоступны для восстановления.
Кроме того, при поддержании собственных журнальных файлов с данными о посетителях обеспечение безопасности и конфиденциальности собранной информации (о посетителях) также становится вашей обязанностью. Защита и обеспечение конфиденциальности данных онлайновых посетителей становятся все более важными задачами во многих странах, особенно в Европейском Союзе.
Преимущества Urchin
Учитывая наличие настолько большого количества ограничений и проблем, как было описано, может возникнуть вопрос: зачем вообще прибегать к использованию Urchin? Программное обеспечение Urchin обладает рядом реальных преимуществ по сравнению с Google Analytics. Например, данные записываются и сохраняются вашим веб-сервером, а не направляется Google, что означает следующее.
- Обработка и повторная обработка данных. Urchin может обрабатывать данные так и тогда, когда вы желаете, например, ежечасно. Можно также выполнить повторную обработку данных — чтобы ретроактивно применить фильтр или исправить ошибку фильтра. Отчеты Google Analytics запаздывают на три-четыре часа (обычно больше для веб-сайтов продающих детская одежда с большим объемом трафика) и их ретроактивная обработка невозможна. На мой взгляд, возможность повторной обработки данных — наибольшее преимущество Urcliin.
- Неограниченный срок хранения данных. Urchin позволяет хранить и просматривать данные как угодно долго. В настоящее время Google Analytics позволяет хранить данные не дольше 25 месяцев.
- Возможно аудита сторонними оргранизациями. Urchin позволяет подвергать данные аудиту независимой сторонней организацией. Обычно это важно издателям, которые продают рекламное пространство своего сайта, когда выполнение аудита требуется для проверки количества посетителей и подтверждения достоверности сведений, сообщаемых рекламодателям. Google Analytics не передает данные никаким третьим сторонам.
- Внутренние сети и брандмауэры. Urchin действует позади брандмауэра. Поэтому она подходит для внутренних сетей. Обработка страничных тегов Google Analytics невозможна позади закрытого брандмауэра.
- Доступ к базе данных. Urchin хранит данные локально в патентованной базе данных и включает в себя инструменты, которые можно использовать для доступа к необработанным данным вне Интернет-браузера, что позволяет выполнять специализированные запросы. Google Analytics сохраняет данные в удаленных патентованных базах данных в информационных центрах Google, разбросанных по всему миру, и не предоставляет непосредственного доступа к необработанным данным для выполнения специализированных запросов. Например, интерфейс Core Reporting API Google Analytics не позволяет запрашивать обработанные данные.
Критерий выбора между Google Analytics и Urchin
Выбирая один из аналитических сервисов, предоставляемых Google, следует учитывать несколько важных факторов, подробно описанных в следующем списке. В общем случае, кроме внутренних сетей, по большей части Urchin используется поставщиками веб-хостинга либо поставщиками платформ или IT-архитектур, когда важна масштабируемость до большого числа веб-сайтов. Кроме того, что она является бесплатным сервисом, Google Analytics используется организациями, которым требуется большая степень контроля над их индивидуальными реализациями веб-аналитики.
Ситуации, для которых лучше всех подходит Google Analytics. Выбирайте Google Analytics, если вы — маркетолог, которому требуется измерять успешность (или неудачу) своего веб-сайта, его способности обеспечивать конверсию и эффективность онлайнового маркетинга. Google Analytics значительно проще в реализации, обеспечивает более тесную интеграцию с AdWords и не требует специального обслуживания.
Ситуации, для которых лучше всех подходит Urchin. Выбирайте Urchin, если вы — разработчик и выполняется любое из перечисленных ниже условий.
- У вас имеется внутрисетевой сайт, защищенный брандмауэром, который блокирует Интернет-активность. Google Analytics — решение, размещенное на удаленных сайтах, для работы которого требуется доступ в Интернет.
- Добавление кода отслеживания JavaScript к страницам невозможно.
- Вы — поставщик услуг хостинга, которому требуется предоставлять отчеты о посетителях тысячам клиентов. Urchin обладает интерфейсом командной строки, команды которого можно помещать сценарии для создания и изменения одновременно множества отчетов веб-сайтов. То есть Urchin обладает большей гибкостью, когда дело доходит до крупномасштабных многопользовательских систем.
Ситуации, в которых требуются оба решения. Выбирайте оба решения, если требуется обеспечить гибкость сохранения собственных данных посетителей, как, например, для выполнения аудита сторонними организациями или долгосрочного, год за годом, анализа. Сочетание Google Analytics и Urchin предоставляет лучшее из обоих решений — расширенные функциональные возможности Google Analytics (бесплатность) и гибкость Urchin (контроль над данными).
Лично я предпочитаю использовать Google Analytics всегда, когда это возможно. Она проще в реализации, обладает более широкими функциональными возможностями, более удобным интерфейсом пользователя и предназначена в первую очередь для онлайн-маркетологов. Программа Urchin предназначена для отделов IT и должна использоваться при наличии специфичных технических требований, которые Google Analytics не в состоянии удовлетворить. Например, используйте ее для повторной обработки данных или для их сохранения в течение длительных периодов времени. Если считаете, что Urchin подходит вашей организации, используйте оба инструмента совместно.