Google Analytics и конфиденциальность
Те, кто читали мой блог или слышали мои выступления, знают, что являюсь убежденным защитником конфиденциальности конечного пользователя — т.е. права конечного пользователя не подвергаться при пользовании Интернетом любому идентифицируемому учету. Чтобы не оставалось никаких недомолвок, скажу, что предоставление конечному пользователю права не подвергаться идентификации не означает предоставление пользователю возможности отказа от такого отслеживания посредством прочтения многословных, переполненных жаргонными выражениями условий (например, в настоящее время заявление о политике конфиденциальности MySpace.com состоит из 2752 слов и явно написано профессиональным юристом, а не с позиции конечного пользователя).
Вместо этого по умолчанию отслеживание посетителей должно выполняться только анонимным и обобщенным образом, если только они не дали явного разрешения на выполнение персонального отслеживания. Это — наиболее правильный подход, который обеспечит доверие и лояльность ваших посетителей и клиентов, что всегда благотворно сказывается на бизнесе.
Как уже отмечалось в предшествующих статьях, все отчеты Google Analytics содержат обобщенную, не идентифицируемую персонально информацию. В этом заключается последовательно проводимая политика компании Google в отношении всех ее продуктов. Исходя из моего собственного опыта, этот взгляд на проблему и ориентация исходят с самых верхов организации, и они сыграли ключевую роль в моем решении о работе на Google. С учетом всего сказанного сценарий отслеживания Google Analytics затрагивает трех участников: компанию Google, независимый веб-сайт с информацией о федеральной контрактной системе и посетителя этого веб-сайта. Google разработала свою политику конфиденциальности с учетом интересов всех этих участников, требуя от каждого веб-сайта, который использует Google Analytics, соблюдения условий сохранения конфиденциальности, изложенных в разделе 7 Условий предоставления сервиса (см. www.google.com/analytics/terms/ru.html).
Файлы cookie Google Ала1у11с8 собирают информацию стандартного журнала посещений Интернета и поведения посетителя в анонимной форме. Они не собирают персональную информацию вроде адресов, имен или номеров кредитных карточек. Журналы включают стандартную регистрационную информацию, такую как IP-адрес, метку времени и даты, тип браузера и операционной системы. Информация о поведении включает в себя такую общую информацию о просмотрах, как количество просмотренных страниц, языковые настройки и настройки разрешения экрана в браузере, и может включать информацию о том, была ли достигнута цель, поставленная посетителем веб-сайта. Веб-сайт может определять цель по-разному — например, тем, что посетитель загрузил PDF-файл, выполнил транзакцию электронной торговли, посетил более одной страницы и т.д. Обратите внимание, что Google Analytics не отслеживает пользователя в нескольких не связанных между собой сайтах и использует различные файлы cookie для каждого веб-сайта.
Для использующих ее веб-сайтов Google Analytics подготавливает анонимные и статистические отчеты. Как будет показано в следующей статье, подобные отчеты содержат различные информационные представления и отображают такие данные, как географическое размещение (исходя из общих кодов географического размещения IP-адресов). Эти отчеты являются анонимными и статистическими. Они не содержат никакой информации, которая могла бы идентифицировать отдельного посетителя — например, они не содержат IP-адресов.
Обычно задаваемые вопросы по поводу конфиденциальности
Ниже перечислены типичные вопросы, задаваемые потенциальными клиентами Google Analytics.
- Что компания Google делает с собираемыми ею данными?
- Кто в компании Google видит аналитические данные?
- Насколько надежно защищены хранящиеся данные?
- Каковы мои обязанности в отношении сохранения конфиденциальности данных как владельца веб-сайта?
Что компания Google делает с собираемыми ею данными?
Google Analytics — это инструмент, специально предназначенный для рекламодателей (и потенциальных рекламодателей), которые желают лучше понять особенности трафика своего веб-сайта. Фактически, это один из множества
инструментов, составляющих то, что я называют инструментарием рекламодателя. Другими инструментами являются Google Trends, Google Insights, Webmaster Central, Product search (формально называемый Froogle), Google Maps, Website Optimizer, Google Base и Checkout. Google Analytics предоставляет рекламодателям прозрачность и отслеживаемость, в которой они нуждаются, чтобы полагаться на свою модель платы за клик и участия в онлайновых аукционах. По сути, удовлетворение запросов рекламодателя благотворно для бизнеса. Имейте в виду, что аукционная модель Google AdWords препятствует чьему-либо влиянию на формирование цен на рекламные объявления. Система полностью прозрачна, поэтому любые попытки Google искусственно изменять предлагаемые цены были бы нелепыми и привели бы к краху за одну ночь. Интернет всегда неотделим от конкуренции, и в этой среде Microsoft и Yahoo! являются серьезными конкурентами.
Кто в компании Google видит аналитические данные?
Данные Google Analytics, как и все данные на сайтах Google, доступны исключительно тем, «кто должен их знать». Например, они могут быть доступны сотрудникам службы поддержки и обслуживания. Если, будучи клиентом вы пожелаете, чтобы сотрудник Google взглянул на ваши отчеты (например, для оказания помощи в проведении кампании AdWords), нужно направить соответствующий запрос из своего диспетчера аккаунта Google или посредством центра поддержки Google Analytics (www.google.com/support/googleanalytics/). Кроме того, вам придется явно разрешить «support access» («доступ с целью поддержки») к своему регистрационному имени. Это можно выполнить с экрана Settings (Настройки) своего аккаунта, как показано на рис. 3.3. Если опция Support Access не включена, персонал Google не сможет получить доступ к данным вашего отчета. Все внутренние обращения Google к вашим отчетам отслеживаются в целях аудита.

Рис. 3.3. Предоставление сотрудникам службы поддержки Google Analytics доступа к своим данным
Насколько надежно защищены хранящиеся данные?
Безопасность и целостность данных имеют первостепенное значение для сохранения уверенности конечного пользователя в надежности всех сервисов, предоставляемых Google. Поэтому данные Google Analytics подвергаются столь же строгой проверке безопасности и аудиту, как и все другие продукты Google. Конечно, никто ни в одной организации не может быть стопроцентно уверен в безопасности, но Google нанимает лучших из специалистов для обеспечения безопасности своих систем.
Каковы мои обязанности в отношении сохранения конфиденциальности данных как владельца веб-сайта?
Кроме обязательств Google по сохранению конфиденциальности и целостности данных, владельцы веб-сайтов, которые используют Google Analytics, также имеют обязанности по защите личной информации посетителей. Фактически, это справедливо по отношению к любому аналитическому решению. В соответствии с условиями представления сервиса Google Analytics, вы не должны связывать какие-либо данные, собранные на вашем веб-сайте, с любой персонально идентифицируемой информацией. Конечно, вам придется соблюдать любые применимые законы по защите данных и личной информации, имеющие отношение к использованию Google Analytics, и размещать (на видном месте веб-сайта) соответствующее заявление о политике конфиденциальности.
Все это соответствует наиболее здравым подходам к владению веб-сайтом и сбору информации о его использовании посетителями. Однако всем владельцам веб-сайтов я рекомендую ознакомиться со своими обязанностями, обратившись к ссылке на условия предоставления сервиса в нижней части любой страницы веб-сайта Google Analytics (www.google.com/analytics). Чтобы убедиться, что читаете условия, наиболее соответствующие стране пребывания, из раскрывающегося меню стран в верхней части страницы выберите страну или регион, которые более всего соответствуют вашему расположению.