Цифровые технологии мультимедиа — это средства для превращения битов в изображения и звук
Тем, чей опыт использования программных продуктов ограничен текстовыми процессорами и редакторами, электронными таблицами, базами данных и компиляторами, поначалу может показаться, что слова Малькольма Мак-Каллога едва ли имеют отношение к компьютерным программам и их пользователям.
Однако если вы обдумаете свой опыт использования программ, с которыми имеете дело изо дня в день, то поймете, что многие действия, необходимые для решения той или иной задачи, усвоены вами до такой степени, что вы даже не задумываетесь, какие движения нужно выполнить. Например, для того чтобы сохранить файл, вы не думаете, что нужно открыть меню и выбрать команду, — вы просто решаете сохранить файл, а остальное руки делают сами. В том, чтобы приписывать знания рукам, нет ничего заумного. Правда, знание, насколько мы его понимаем, принято считать прерогативой мозга. Однако «знание рук» — это больше, чем метафора для описания действий, доведенных почти до автоматизма.
Жизнь рук особая форма знания: не лингвистического и не символьного, какое требуется, чтобы прочесть эту книгу или написать компьютерную программу, но основанного на конкретном действии, таком как покрытие штукатуркой или лепка из глины.
Малькольм Мак-Каллог, Abstracting Craft: The Practiced Digital Hand
Это именно то, чем оно кажется, род знаний, который мы лучше всего оцениваем тогда, когда дело доходит до чисто физических действии. Например, игра на музыкальном инструменте требует, чтобы руки сами знали, что им делать. Тот момент, когда пальцы сами находят следующую ноту гаммы, является значительным этапом при обучении игре на инструменте, Впрочем, за подобными примерами не обязательно подниматься в сферы искусства: забивая гвоздь или нарезая овощи, мы тоже не думаем о деталях, хотя эти действия требуют постоянного принятия мелких решении о положении, силе и направлении движения.
Более того, если бы мы попытались задуматься над тем, что именно нужно сделать, куда поставить нож, насколько сильно ударить молотком, мы бы запутались и стали неловкими, и даже, возможно, поранились. Мы не только можем доверять рукам самостоятельную работу, но и обязаны это делать. Только когда знание доходит до рук — или, если хотите, когда действия становятся автоматическими, а решения подсознательными, можно сказать, что мы действительно знаем, как выполняется эта работа. В контексте физических действий это называется приобретением навыка.
В ежедневном общении с компьютером в качестве примера разницы между знанием и незнанием рук наиболее показателен набор текста на клавиатуре. Конечно, мало кто из пользователей компьютера печатает «слепым методом», как секретарь-машинистка, но движения пальцев опытного пользователя все же резко отличаются от того, как напряженно ищет нужные клавиши и неумело тычет пальцем в клавиатуру новичок или человек, имеющий дело с компьютерам лишь изредка.
Люди, хорошо знакомые с интерфейсом командной строки, как в Unix, вводят часто используемые команды буквально одним движением, не обращая внимание на последовательность нажатий клавиш: они просто хотят знать, какие файлы содержатся в данном каталоге, и пальцы сами набирают команду. По мере того как командная строка стала сменяться графическим пользовательским интерфейсом, управление системой еще в большей степени перешло от головы к рукам, так как большинство операции теперь выполняется движением мыши.
Графический интерфейс считается более понятным пользователю и лучше подходит для начинающих, чем прежний интерфейс командной строки. Однако если человек — хотя бы и опытный пользователь — никогда раньше не держал в руках мышь, то даже такое простое действие, как запуск приложения с рабочего стола, может стать для него трудной задачей. Мышь съезжает в сторону, курсор движется медленно, рывками, проскакивает мимо пиктограммы, второй щелчок запаздывает и не распознается как двойной… Использование графического пользовательского интерфейса в операционной системе настольного компьютера требует определенной координации движении. Это навык.
Так обстоит дело с настольным компьютером представьте, насколько это важнее при использовании программ для создания изображений или цифровой обработки других видов мультимедиа. Конечно, все это — компьютерные программы, которые имеют дело с цифровыми представлениями звуков и изображении в виде битов, но интерфейс программ, описанных в этой книге, больше напоминает использование физических инструментов для работы с физическими предметами, чем символические записи для манипулирования битовыми последовательностями. Если бы единственным способом создать изображение на компьютере было написание программы, которая бы присваивала значения всем пикселям, составляющим картину, компьютерной графики было бы очень мало. Только благодаря таким программам, как Photoshop и Illustrator, позволяющим работать с изображением прямо на экране, «руками», дизайнеры, иллюстраторы и художники получили возможность использовать компьютер.
Существует огромное количество бесплатных программ для работы с мультимедиа. Основную их часть занимают различные проигрыватели, конвертеры и грабберы. Реже встречаются бесплатные аудио- и видеоредакторы. Многим, кто работает с цифровым звуком, знакомы такие звуковые редакторы как сони саунд форж редактор и Adobe Audition. Это очень хорошие, но дорогостоящие программы. Это вполне объяснимо. Бесплатные программы часто пишутся энтузиастами. Как известно, видео- и аудиоредакторы — достаточно сложные приложения, поэтому чаше их разрабатывают серьезные корпорации, которые, конечно, работают не бесплатно. Тем не менее, покопавшись в глубинах Интернета, можно найти бесплатные программы самого разного назначения.
Компьютерные программы, выполняющие определенное действие, принято называть программными инструментами. Однако термин «цифровые технологии мультимедиа», призван также обратить внимание на сходство приложений для создания мультимедийных продуктов с реальными технологическими процессами, при помощи которых создаются их материальные аналоги. Цифровые технологии мультимедиа — это средства для превращения битов в изображения, видео, анимацию и другие виды искусства.
Правда, современные компьютеры не в состоянии обеспечить нам тот же контакт со средой, что и физические инструменты и материалы, но мы все же хорошо контролируем процесс вручную, используя мышь или графическое перо с чувствительным к давлению планшетом, и получаем если не осязательную, то хотя бы визуальную обратную связь. Все это инструменты в том смысле, что они расширяют наши возможности, позволяют нам выполнять действия, которые иначе были бы трудны, если вообще возможны, — подобно тому, как мы завинчиваем шуруп с помощью отвертки. Но это также инструменты в том смысле, что для их эффективного использования необходимо приучить к ним наши руки.
И не только руки должны научиться использовать инструмент. В обучении нуждаются и глаза. Опытный пользователь, взглянув на экран, где работает хорошо знакомая ему компьютерная программа, увидит совсем не то, что новичок, — подобно тому, как человек, умеющий читать, и тот, что читать не умеет, по-разному увидят эту страницу. Практически любой элемент пользовательского интерфейса программы способен сообщить о чем-то, если вы в состоянии понять, что значит его вид. Он может что-то сказать вам о состоянии документа, с которым вы работаете, или о том, что можно сделать дальше.
Умение использовать программу означает в том числе умение с одного взгляда оценить ситуацию, не рассматривая в отдельности каждую пиктограмму или палитру, говорят, именно так гроссмейстеры оценивают возможные ходы, лишь взглянув на всю шахматную доску, но не изучая положения отдельных фигур. Следует также помнить о существенном различии между физическими и цифровыми инструментами. Малькольм Мак-Каллог кратко описывает эту разницу так: «Представьте себе опытного компьютерного художника-ремесленника если можно так сказать. Его руки выполняют невероятно сложные операции. Это быстрые, мелкие, повторяющиеся действия, как в любой ручной работе, и все же несколько отличающиеся от нее. Прежде всего, они быстрее — скорость имеет определенное значение, роль давления гораздо меньше, чем позиции, скорости или ускорения. Глаз мастера следит не за рукой, а за изображением на экране».
Есть и другие различия. Такая программа, как Photoshop, во многих отношениях представляет собой скорее мастерскую, чем отдельный инструмент. Для выполнения многих операций в Photoshop нужно щелкнуть на пиктограмме, соответствующей тому или иному инструменту, такому как Knife (Нож) или Clone stamp (Штамп клонирования), в палитре, соответственно называемой панелью инструментов, и перетащить инструмент на изображение, с которым вы работаете. В смысле мускульных усилий и специфичности полученного результата отдельные программные инструменты ближе к ремесленным инструментам, чем вся программа. Тем не менее опытные пользователи Photoshop применяют для обработки изображений всю программу, используя все ее инструменты в комплексе. Таким образом, для них Photoshop является одним большим инструментом.