Uni News
2117

Корпорации озабочены созданием собственных социальных проектов

Все вокруг бредят социальными сетями. Даже корпоративный заказчик озаботился вдруг развертыванием собственных социальных проектов. Мода? Не только. Скорее острая необходимость.

За последнее время мне удалось пообщаться с топ-менеджерами сразу нескольких российских холдингов. Так вот, картина вырисовывается и любопытная, и тревожная. Первыми в набат забили руководители HR-департаментов крупных компаний. Оказалось, что все попытки налаживания горизонтальных связей в коллективах, предпринимавшиеся с опорой на книжные мудрости, больше не приносят результата. Бодрые утренники и поздравления коллег с днем рождения, выезды в дома отдыха для укрепления командного духа и выпуск стенгазет, казенные вечеринки и прочие нетленные атрибуты повседневной жизни пионерского лагеря нисколько не способствуют продуктивному общению людей внутри организации.

Но дело даже не в этом. Ситуация стала хуже, поскольку массовые социальные сети и бесплатные программы для андроид, в которых сотрудники компаний реализуют свои коммуникационные потребности, в еще большей степени ослабили неформальные связи внутри коллективов. Никому не интересно, чем занят соседний отдел и что за люди сидят за стеной. Что они представляют собой как профессионалы. О чем думают и что читают. В каких проектах принимают участие и каким опытом овладели. Какими знаниями способны поделиться, а какими интеллектуальными ресурсами готовы были бы воспользоваться сами, чтобы повысить эффективность собственной работы.

Полное удовлетворение рефлекса общения, достигаемое благодаря многочасовому «сидению» в Facebook или каких-нибудь «Одноклассниках», вызывает полную утрату интереса к общению с коллегами. И это HR-катастрофа. Поскольку все современные исследования показывают: продуктивные коллективы следует строить не вертикально, а с использованием моделей самоорганизации. Только посмотрите, сколько публикаций о технологиях краудсорсинга в сфере управления появилось за последние год–два! Как меняются тезисы выступлений опытных директоров по HR на конференциях! Но всего этого не добиться приказом по личному составу, вот в чем беда. И те, кто отвечает за эффективность утилизации человеческого капитала в организациях, бросились искать решение. Желательно — инструментальное, действующее по модели «задача — проект — внедрение — результат».

Что-то подобное происходило в начале 2000-х, когда некоторые компании озаботились переводом внутренних коммуникаций на новые технологические рельсы. Помните моду на интранет-порталы, где публиковались распорядительные документы, сообщения о значимых событиях в жизни предприятий и где можно было даже, задав вопрос руководству, в согласованные сроки получить ответ? Так вот, теперь на смену этим наивным попыткам стимулировать процесс командообразования приходят технологии социальных сетей. Вернее… должны прийти. Ибо уже на первых шагах возникли проблемы.

Вот тут как раз начинается «любопытное». Как таковых движков для развертывания социальных сетей ныне — десятки. Но дело, как все мы понимаем, не в программных продуктах и даже не в качестве их внедрения. С этими-то задачами любой CIO при помощи своих специалистов и приглашенных подрядчиков справится на раз. С «физикой» все в порядке. А вот с «химией» — нет. Никто не знает, как превратить продукт — в социальную сеть.

Как известно, огромная рекламная растяжка «Мы открылись!» еще не гарантирует новому ресторану толпы посетителей в первый же день. И на второй. И через месяц. Возникает вопрос, как и чем «кормить» коллектив компании в корпоративной социальной сети. А еще точнее — как раскрутить маховик UGC — расширенного воспроизводства содержания, создаваемого самими пользователями. В этом — главный риск любого социального проекта. Одним это удается. Другим — нет.

В общем, как всегда, все упирается в людей. Для успешного запуска внутренней корпоративной сети нужны не только архитекторы, инженеры, программисты и специалисты по развертыванию частных «облаков». Нужны неформальные лидеры. Какие-то чуть ли не редакторы или журналисты, которых, как мне кажется, компании скоро начнут скупать десятками и сотнями. Ведь чаще всего наладить генерацию качественного контента иными путями не удается. А любой текст, произведенный в недрах среднестатистического предприятия, в силу какого-то непреложного закона превращается на выходе в пресс-релиз, напичканный превосходными степенями (и чем в большей степени напичкан — тем в меньшей способствует достижению поставленных целей).

А ведь есть еще одна задача — тонкая настройка границ, отделяющих внутренние социальные сети компаний от Большого Интернета и массовых социальных проектов. Причем это должны быть не железобетонные стены, а тонко настраиваемые мембраны. Мне кажется, сейчас самое время следить за успехами и неудачами на этой ниве. Поскольку отраслевые гуру (если не врут, конечно) уверяют: будущее корпоративных ИТ — как раз в таких проектах, способных гармонично соединить «физику твердого тела» с эфемерными гуманитарными материями.

Top