Как использовать внутренние резервы организации

По самым приблизительным оценкам, в среднестатистическом офисе на решение компьютерных и околокомпьютерных проблем уходит около одного человеко-дня в неделю на 10 компьютеров. Разумеется, на протяжении года этот человеко-день распределяется неравномерно: все может подолгу работать идеально, а когда-то случаются и авралы. Однако возьмем на заметку этот усредненный показатель!

Другими словами, обслуживание сети из 50 и более компьютеров должно обеспечивать работой одного сотрудника на полную неделю. Реально так и получается: в подобных организациях обычно предусматривают должность системного администратора. На 100 компьютеров уже берут двоих (образуется ИТ-отдел) и т. д. Но у нас компания маленькая, допустим, в ней используется десяток компьютеров и два-три принтера… Как поступить?

Если в вашем коллективе работает большой любитель и знаток цифровых технологий, проблема может решиться лучшим образом. Этот человек, скорее всего, сможет свободно совмещать основную работу с обслуживанием информационной структуры вашей фирмы. Даже с учетом того, что ему придется периодически выступать в роли «эникейщика». Главное — подумайте о стимулировании. Дело не только в доплате. Учтите моральный фактор. Приятно ощущать себя «компьютерным гуру», да и вообще чувствовать свою значимость и компетентность в какой-то области, не очень освоенной другими.

Есть здесь и своя ловушка. По одному из законов Паркинсона любая работа занимает все выделенное на нее время. Так что следует четко и однозначно расставить приоритеты, распределить время. Иначе вы рискуете получить полного системного администратора, но потерять работника на основной должности!

На мой взгляд, весьма плодотворно с системным администрированием совмещается должность «офис-менеджера». Чаще слово ассоциируется с кем-то вроде секретаря или даже гламурной секретарши за стойкой ресепшн. Если же вдуматься, смысл другой: это человек, который на практике обеспечивает все функционирование офиса. В том числе информатику и связь. Правда, в таком случае важнее не внешние данные, а понимание менеджмента, информатики вообще и цифровой техники в частности.

Второй интересный вариант — «дядя Вася». Так сказать, завхоз. Опять же, отвлечемся от шаблонов! Владение компьютерными технологиями ничуть не мешает знанию электрики, умению починить кран или мебель, а при необходимости и сколоть лед с крыльца. Скажу по секрету: такие надежные и разумные мастера на все руки нередко встречаются среди военных, служивших на отдаленных «точках» и вышедших на пенсию в сорок с небольшим. Тем более, с компьютером многие из них «на ты» еще со времен службы.

Кто часто подрабатывает ночными сторожами или охранниками? Правильно, студенты! А что делает сторож по ночам в запертом здании? Если не спит (тогда зачем такая охрана?), то смотрит телевизор или читает. В то же время многие процедуры системным администраторам удобнее выполнять ночью, чтобы не мешать текущей работе фирмы и наоборот. Если вы предложите человеку не просто сторожить офис, а совмещать это с обслуживанием компьютеров, среди студентов профильных вузов наверняка найдутся желающие.

Как быть днем, если возникают неотложные проблемы? Есть сотовая связь: многие «эникейные» вопросы быстро решаются по телефону. В крайнем случае ваш ночной сотрудник наверняка сможет забежать на фирму в рабочее время: «от сессии до сессии живут студенты весело». Вот вам еще одно решение! Правда, оно временное — из студентов все рано или поздно становятся молодыми специалистами.

В компании, почти целиком состоящей из достаточно «продвинутых» пользователей, неплохо работает и такая схема: «каждый помогает другим, а за свой компьютер отвечает полностью». Многие маленькие компании именно так и поступают. Основные условия — все должны действительно разбираться в компьютерах, нужны некоторые общие договоренности относительно настроек сети, и они должны быть четко документированы. Иначе может получиться «кто в лес, кто по дрова». На практике все равно кто-то оказывается «самым умным» — он и станет координатором, отвечающим за сеть в целом. На его плечи лягут наиболее сложные технические вопросы — кто умеет больше всех, с того и главный спрос!

В маленьком коллективе «идея чучхэ» (решение задач собственными силами) оправдывается лучшим образом. Мы часто не догадываемся о том, насколько много знаем и умеем! Нужно только внимательнее присмотреться к собственным сотрудникам. Если человек успешно справляется с компьютерными задачами у себя дома, справится и на работе. Тем более, книжек и материалов в Интернете предостаточно! Однако бывает, что «внутренний компьютерщик» так и не обнаруживается, например, в чисто женском коллективе косметического салона или швейного производства.

Как быть, если в вашем коллективе нет никого, кто бы смог полностью взять на себя заботу об информационном обеспечении? Тогда придется обратиться к сторонним ресурсам. И здесь возможны два принципиальных варианта: прием на работу системного администратора или передача управления на аутсорсинг.

Top