Кто будет контролировать управление компьютерами в организации?
В компании, где работают десятки сотрудников на десятках компьютеров, ответ почти ясен заранее: системный администратор, а то и целый ИТ-отдел из нескольких человек. Малый, да и средний бизнес обычно не может позволить себе такую роскошь, и решения здесь в основном другие.
Для начала сформулируем задачи, которые связаны с функционированием информационной системы предприятия. Независимо от ее объема и сложности, проблемы встают почти всегда одни и те же, только способы решения разные!
Стратегия и планирование
Такую задачу способно правильно решить только первое лицо. Ответ на вопрос «Зачем мы все это делаем?» знает лишь тот, кто затеял свой бизнес, и никто другой! Как мы уже говорили, хвост не должен крутить собакой, а все информационное обеспечение (программы, техника, связь) всего лишь позволяет зарабатывать деньги в основных процессах.
Кто первый произнес крылатую фразу: «Наука есть способ удовлетворить свое любопытство за государственный счет»? Сегодня это установить сложно. Ее приписывают как минимум двум советским академикам и одному академику французскому. В организации, где стратегическим планированием информационного обеспечения «рулит» системный администратор, лицо, его заменяющее, или просто «подсказчики со стороны», дела обстоят весело! Свое любопытство, желание «поиграть» с крутой техникой и сотворить что-нибудь выдающееся они удовлетворят, только не за счет государства, а за счет фирмы.
Так что руль нужно твердо держать в одних руках — ваших собственных. Если вы компетентны хотя бы в объеме того, что прочитаете на нашем сайте, то можно продумать все самому, если в чем-то сомневаетесь — лучше посоветоваться со знающими людьми. Тем не менее самое первое и последнее слово всегда должны быть за вами.
Приобретение техники и расходных материалов
Эту сферу «первому лицу» всегда желательно держать под личным контролем, хотя само исполнение можно поручить другим. В крупных компаниях есть отделы закупок, в маленьких этим могут заниматься все понемногу, или кто-то один. К сожалению, в процессе закупок «витамина «О»» с удовольствием принимают участие не только государственные чиновники, но и многие сотрудники частных структур. Лучшая профилактика «откатов» и закупок по завышенным ценам — немного пообщаться с первыми же лицами компаний, где вы собираетесь закупаться или обслуживаться. Друг перед другом вам лукавить незачем и не о чем!
Монтаж сетей, запуск техники в эксплуатацию и начальная настройка
Такая задача встает довольно редко: при въезде в новый офис, после основательного ремонта помещения, плановой замены техники или добавления новых рабочих мест. В большинстве случаев с монтажом и наладкой вполне может справиться программист в бизнес центре Румянцево или тот, кто обслуживает информационную структуру в штатном режиме. Проблема лишь в сроках: то, что системный администратор в одиночку будет делать целую неделю, бригада специалистов выполнит за день или два. Кроме того, иногда нужен инструмент типа перфоратора, «обжималок» и «забивалок» для витой пары, тестера — если вы не строители, отделочники или электрики, приобретать такое ради одного раза вряд ли есть смысл.
В пусконаладке тоже ничего хитрого нет: об основном написано в документации, а недостающие знания легко почерпнуть из Интернета. Вопрос опять же в скорости. Некоторые вещи, наподобие протяжки и проверки сетевых кабелей, быстрее и удобнее делать вдвоем. Или тому, кто впервые сталкивается с организацией виртуальной частной сети, придется сначала немного подумать, а опытный мастер настроит все в два счета.
Поддержание компьютеров и сети в рабочем состоянии
Хорошо продуманная структура должна работать без сбоев, а в крайнем случае легко и просто восстанавливаться. Тем не менее плановое обслуживание необходимо: это и профилактика «железа» компьютеров и принтеров, и обслуживание программной части, например резервное копирование, обновление антивирусных программ.
Вторая часть задачи касается непредвиденных обстоятельств. Поломка техники (компьютеров, принтеров, сетевого оборудования) требует неотложного решения. Как минимум — отдать аппарат в ремонт, как максимум — отремонтировать самостоятельно, найти и заменить дефектный компонент. Самое же главное — вовремя отличить «аппаратные» проблемы от «программных». Напомним о «ловле» просочившихся вирусов, восстановлении забытых паролей, восстановлении нечаянно сбитых настроек системы.
Работа «эникейщика»
Выражение «эникейщик» пошло от того, что некоторые программы в процессе работы выводят сообщение вида «Press any key to continue» («Нажмите любую клавишу для продолжения»). Некоторые пользователи безуспешно ищут клавишу Any Key на клавиатуре, под ней, а потом начинают спрашивать совета у окружающих. Так вот, в информационных отделах больших компаний часто назначают одного из сотрудников (пусть не самого опытного, зато терпеливого и доброжелательного), чтобы он отвечал на подобные вопросы.
Замечено, что пользователей, которые принципиально «не дружат» с компьютером, довольно много. По моим наблюдениям, среди людей среднего и старшего поколения таковых примерно четверть, и еще четверть учится на своих ошибках, но очень медленно. В молодых коллективах доля «хронических чайников» несколько меньше, но ненамного! В маленьком коллективе расклад чаще всего получается следующий: на одного из работающих, который способен дать дельный совет, приходится трое, кто регулярно будут его спрашивать. Еще шестеро в состоянии самостоятельно справиться со многими компьютерными проблемами, но другим помочь вряд ли смогут.
О чем мы не упомянули? Остаются еще малозаметные задачи, которые не относятся к перечисленным ранее. Тем не менее их выполнение тоже требует рабочего времени:
- общение с провайдерами и операторами связи (неполадки на линии, ошибки в начислении и т. п.), оплата их счетов;
- поддержание корпоративного сайта: общение с веб-мастером, контроль и обновление материалов на сайте, продление хостинга и т. д.