Что такое Интернет-2?

На самом деле Интернет один. Просто за последние годы в его философии произошли очень серьезные сдвиги, подкрепленные технологиями. Традиционно считалось, что есть поставщики контента: владельцы и разработчики сайтов, а есть его потребители — посетители сайтов, простые пользователи Всемирной паутины. Граница между первыми и вторыми размывалась преимущественно на форумах. Там посетители одновременно выступают и главными создателями контента.

Однако основной смысл веб-конференций в общении — кто-то спрашивает, кто-то отвечает, кто-то высказывает встречное мнение. Такими же стабильными источниками упорядоченной информации, как традиционные сайты, веб-конференции обычно не становятся. Блоги поначалу воспринимались как что-то весьма личное, сетевой аналог дневников с рассуждениями о жизни. Так сказать, жанр литературы. С появлением в начале XXI века блог-платформ (блогохостингов, блог-служб) роль сетевых дневников кардинально изменилась.

Теперь даже неопытный пользователь запросто может завести пусть не совсем сайт, но уже и не простой «дневничок». Комментировать и цитировать с помощью ссылок других пользователей стало очень легко. Вместе со стремительно растущей популярностью блогов это породило качественно новое явление — блогосферу. В ней каждый пишет сам, например про литье пластмасс, и способен дополнять записи других.

Социальные сети технически соединили идею блога с механизмами обмена сообщениями и сервиса хранения файлов. В социальных сетях принята система «друзей» и «групп». Начиная с 2003—2004 гг., когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook, социальные сети постепенно превращаются в самый востребованный ресурс Интернета. Пользователи ценят возможность сочетать «все в одном»: здесь и информация о себе, и поиск знакомых, и файлообмен, и мини-приложения. В плане общения социальные сети заметно потеснили другие способы связи: электронную почту и мессенджеры.

Вот такое современное состояние Сети и стали называть Интернетом-2 (WEB 2.0). В нем нет исключительно авторов контента или читателей — почти каждый пользователь попеременно выступает то в одной, то в другой роли. Интереснейшее свойство блогов и социальных сетей связано с «теорией шести рукопожатий». Она заключается в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем Земли через цепочку общих знакомых. Длина такой цепочки в среднем не превышает шести-семи человек.

Прямое следствие: если человек что-то расскажет всем своим знакомым, те поступят точно так же и т. д., всего за несколько шагов информация достигнет каждого жителя планеты. Чем не мечта маркетолога? Теорию многократно проверяли и подтверждали еще в «доинтернетовскую эпоху». Правда, от некоторых примеров ее практического применения остается неприятный привкус. Вспомните «письма счастья» или финансовые пирамиды. Более достойный случай — многоуровневый маркетинг (MLM).

Оповестить о чем-то своих знакомых через социальную сеть или блог проще простого. Поэтому мы видим, как интересные новости буквально разлетаются по Сети, и причиной тому служат механизмы Интернета-2. Естественно, что их можно и нужно использовать в интересах своего бизнеса!


Top