Откуда берутся проекты?

Каждый из нас, авторов этого сайта, достаточно много работал над проектами и их управлением, а в целом совместный опыт работы составляет более 40 лет. Однако мы до сих нор удивляемся тому, как появляются новые проекты: это происходит на общих собраниях коллективов и в «курилках», темы проектов набрасываются на бумажных салфетках во время обеденного перерыва и возникают в общих разговорах на отдыхе при штаб-квартирах компаний. А самая забавная история приключилась с одним из нас.

Однажды наш соавтор увидел в воскресном номере газеты интервью своего начальника с журналистом. Помимо прочего босс поведал, что организация, которой он имеет честь руководить, выполняет очень важный проект. Необычность этой ситуации заключается в том, что наш соавтор до этого момента совершенно ничего не знал о проекте, над которым, оказывается, уже давно работал вместе с остальными членами организации. Впрочем, вы и сами, наверное, можете рассказать несколько историй такого рода.

Если же говорить серьезно, то можно назвать несколько причин появления новых проектов. Понимание конкретной причины поможет вам уяснить цели и масштаб соответствующего проекта. Когда, например, новый проект обязан своему появлению новому закону или директиве, это означает, что существуют определенные требования, обязательные для выполнения, а определенные аспекты данного проекта никак нельзя проигнорировать. Другими словами, новый закон, вызвавший появление нового проекта, может заключать в себе определенные условия, и эти условия должны быть частью требований, которым должен удовлетворять данный проект.

Организации всегда анализируют способы ведения бизнеса, поддержания надлежащей конкурентоспособности, обеспечения высокой эффективности и обслуживания своих клиентов с использованием новых, творческих подходов. Появление новых проектов может быть результатом всех этих потребностей. Возникновение новых требований к ведению бизнеса, появление новых возможностей или проблем также могут обусловливать необходимость реализации нового проекта. Согласно A Guide to the РМВОК, новые проекты являются результатом возникновения шести потребностей или запросов, описанных ниже.

Запросы рынка. Появление новых проектов зачастую обуславливается определенными запросами рынка. Перемены в экономике, изменение привычек, свойственных потребителям, а также изменения предложения и спроса — все это примеры запросов рынка, которые могут вызывать необходимость реализации нового проекта. Например, скачки цен на энергоносители, временное прекращение поставок нефти и газа или сокращение запасов энергоносителей в стране могут привести к необходимости реализации новых проектов, связанных с изысканием альтернативных источников энергии.

Потребности бизнеса. Потребности бизнеса, такие как повышение экономической эффективности, сокращение издержек или повышение уровня товарно-материальных запасов, нередко являются причинами реализации новых проектов. В качестве примера возникновения новых потребностей бизнеса можно привести внедрение в некой организации системы планирования ресурсов предприятия, которая повышает эффективность процесса размещения и выполнения заказов клиентов и в то же время обеспечивает данную организацию самой свежей информацией о состоянии ее доходов.

Потребности клиентов. Потребности клиентов являются практически неисчерпаемым источником реализации новых проектов. Обычно мы представляем себе клиентов как физических или юридических лиц, внешних по отношению к рассматриваемой организации. Однако не следует забывать о существовании так называемых внутренних клиентов. Как правило, у подразделений, наподобие отдела информационных технологий, отдела кадров и бухгалтерии, есть внутренние клиенты в организации, которую они обслуживают. Потребности клиентов, как внешних, так и внутренних, могут обусловливать появление многих проектов. Например, руководство отдела кадров может поставить вопрос о необходимоста внедрения автоматизированной системы, предназначенной для отслеживания всех кадровых перемещений в рамках соответствующей организации, в то время как отдел кадров сочтет важным отслеживать новые назначения, продвижение работников по службе, увольнения в режиме реального времени, а не с помощью традиционной картотеки.

Юридические требования. Появление новых юридических требований является главным образом результатом тех или иных действий системы государственного управления. Например, «Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов» (США) требует выполнения всестороннего тестирования нового медицинского оборудования, прежде чем оно будет выставлено на продажу и использовано для лечения нас, простых смертных. Необходимость проведения такого тестирования может обусловить появление нового проекта или возникновение потребности в предъявлении дополнительных требований к уже существующему проекту. Юридические требования могут также включать отраслевые предписания, призванные гарантировать безопасность, подотчетность, защиту окружающей среды и т.п.

Технологические достижения. Технологические достижения являются той категорией потребностей, к которой наши авторы особенно неравнодушны. Без технологических достижений у нас не было бы iPod, мобильных телефонов, карманных компьютеров, цифровых фотоаппаратов и огромного множества других устройств, которые, без преувеличения, определяют жизнь современного человека. Складывается впечатление, что технологические достижения появляются в наше время буквально каждый день. Подобное впечатление вряд ли можно считать заведомым преувеличением, поскольку какая-нибудь техническая новинка, приобретенная вами вчера и казавшаяся тогда (кстати говоря, вполне обоснованно) последним словом науки и техники, уже через неделю может оказаться «предпоследним словом».

Социальные потребности. К числу проектов, вызванных социальными потребностями, могут относиться проекты, направленные на предотвращение инфекционных заболеваний, очистку питьевой воды и создание образовательных программ для детей из малообеспеченных семей. Социальные потребности могут быть также «вызваны к жизни» клиентами или гражданами, которых беспокоят те или иные социальные проблемы.

Каждая из перечисленных выше категорий представляет собой различные возможности, потребности или проблемы. Решение о том, как реагировать на те или иные потребности и запросы, обычно принимает руководство организаций, и такие решения, как правило, обусловливают появление новых проектов.

Top