Разрешение конфликтных ситуаций является частью работы руководителя проекта

Но что случается, когда достичь консенсуса не удается и в результате в коллективе исполнителей возникает конфликт? То есть желания, потребности или цели какого-то человека (или группы людей) противоречат общей цели. Вы можете «умыть руки» и уйти домой, однако это не является выходом из положения. Вообще говоря, попытка отмежеваться и уйти в сторону также может быть одним из способов разрешения конфликтных ситуаций, но только в очень редких случаях.

Существует пять способов разрешения конфликтных ситуаций: принуждение, сглаживание острых углов, достижение компромисса, решение проблемы и уход в сторону. Наиболее эффективным является способ решения проблемы и по мере возможности следует использовать именно его (хотя бывают ситуации, когда решить проблему не представляется возможным). Очень важно понимать суть каждого способа, потому что в таком случае вам будет легче представить, как захотят выйти из конфликтной ситуации другие участники, а значит, и проще склонить их пойти путем решения проблемы. Ниже кратко рассмотрен каждый из этих способов.

Принуждение. Название этого способа говорит само за себя: один человек навязывает определенное решение всем остальным участникам. Обычно это происходит в тех случаях, когда одна из заинтересованных сторон обладает большими властными полномочиями, чем другие, и навязывает им свою волю. Несмотря на то что принятое таким образом решение является окончательным и обжалованию не подлежит, оно вовсе необязательно является наилучшим. Людей принуждают принять именно такое решение, однако это еще не означает, что они с ним согласны.

Сглаживание острых углов. Сглаживание острых углов — это тот случай, когда одна из сторон пытается принизить важность возникшего конфликта, сделать вид, будто он не имеет особого значения. Все поглядывают друг на друга, почесывают затылки и удивляются, как им могло прийти в голову, будто этот конфликт так уж важен для них. В результате достигается некий компромисс и каждый соглашается с принятым решением. Однако это добродушное настроение пропадает, как только каждый из участников возвращается на свое рабочее место и начинает обдумывать, что же произошло на самом деле. И когда до их сознания доходит, что конфликт был просто сглажен, а на самом деле он гораздо серьезнее, чем они убедили себя во время переговоров, проблема с неизбежностью вновь всплывает на поверхность и опять приходится приниматься за ее решение.

Достижение компромисса. Компромисс достигается, когда каждая из сторон, вовлеченных в конфликт, чем-то поступается во имя достижения согласия. Каждый из участников заранее принимает для себя решение, в чем он может уступить, а чем не поступится ни при каких обстоятельствах. Постепенно, путем взаимных уступок, достигается решение, которое устраивает всех. Ни одна из сторон в этой ситуации не оказывается ни в абсолютном выигрыше, ни в абсолютном проигрыше. Такой результат может вызвать у всех участников конфликта чувство разочарования и апатии. Если без компромисса обойтись невозможно, все участники должны не только пойти на определенные уступки друг другу, но и принять на себя твердые обязательства относительно практического выполнения этих уступок. В противном случае рассчитывать на то, что принятое решение будет воплощено в жизнь, не приходится.

Решение проблемы. Этот способ является наилучшим при разрешении конфликтных ситуаций. При его использовании все стороны исходят из того, что существует лишь одно правильное решение рассматриваемой проблемы и это решение основывается на определенных фактах. После того как такие факты будут выявлены, они представляются на рассмотрение всех участников, в результате чего решение становится очевидным и повод для конфликта исчерпывается. Чаще всего руководители проектов используют именно такой подход к разрешению конфликтных ситуаций, поскольку в этом случае в выигрыше оказываются все заинтересованные стороны.

Уход в сторону. С уходом в сторону мы имеем дело в тех случаях, когда одна из сторон «умывает руки», т.е. отказывается обсуждать конфликт и участвовать в поисках решения проблемы. Подобный подход никогда не приводит к решению. Наверное, это наихудший из всех способов разрешения конфликтных ситуаций, поскольку в этом случае возникшая проблема остается нерешенной. Уход в сторону — это способ, в результате использования которого в проигрыше остаются все.

Top