Руководитель проекта должен уметь вести переговоры и решать проблемы

Умение вести переговоры и решать проблемы представляет собой еще один краеугольный камень в деле успешного управления проектами. Наряду с лидерскими способностями и искусством коммуникации умение вести переговоры и решать проблемы является тем качеством, которое вам придется использовать практически ежедневно. Сначала мы представим типичные ситуации управления проектами, в которых от руководителя проекта требуется умение вести переговоры, а затем рассмотрим пять способов разрешения конфликтов.

Как правило, думая о переговорах, мы рисуем в своем воображении процедуру заключения контракта или представляем себе сложные противоречия, требующие своего разрешения. Однако зачастую руководителю проекта приходится вести переговоры в гораздо меньших масштабах и но менее серьезным поводам, например обсуждать кандидатуры исполнителей проекта с другими руководителями организации, решать вопросы выделения дополнительного времени либо денег для проекта или же выяснять затраты и сроки поставок с поставщиками изделий, используемых для реализации проекта.

Иными словами, при выполнении любого проекта возникает бесконечный поток проблем, решение которых невозможно без проведения переговоров. Наряду с повседневным разбором массы мелких вопросов руководителю проекта время от времени приходится сталкиваться и со столь серьезными проблемами, неспособность решить которые означает автоматическое аннулирование проекта.

Будучи руководителем проекта, вы можете оказаться в ситуации, когда ваших властных полномочий недостаточно для принятия каких-то решений. Например, в вашей организации может быть несколько подразделений, объединивших свои ресурсы — как бюджетные, так и людские — для выполнения определенного проекта. Это означает, что при принятии решений относительно способов расходования денег, выделенных для данного проекта, заинтересованные лица из каждого такого подразделения имеют одинаковое право голоса. Именно в таких случаях решающую роль может сыграть ваше умение вести переговоры.

Чтобы ваше мнение оказалось решающим, придется отказаться от пути простых компромиссов и использовать другую тактику Вам потребуется наладить эффективные отношения со всеми заинтересованными лицами, выяснить их потребности и проблемы, разузнать об особенностях характера каждого из них — только так вы сможете получить четкое представление, как правильно следует себя вести при ведении переговоров. Это, так сказать, тактика.

Что касается стратегии, то вы должны выяснить, в чем заключается интерес каждой из сторон к вашему проекту, и понять, с какими потребностями (в том числе и конкурирующими между собой) им приходится сталкиваться в своих собственных подразделениях. Ваша задача как руководителя проекта заключается в том, чтобы пролить свет на эти проблемы и помочь всей группе осмыслить их. Кроме того, вы должны представить и обсудить альтернативные решения и добиться среди всех членов группы консенсуса относительно конкретного способа решения проблемы.


Top